Брендинг: имидж стоимостью в миллионы
Развитие рыночных отношений привело к перенасыщению рынка товарами и услугами, на практике не отличающимися по качеству и потребительским свойствам. У товаров в каждой ценовой категории одинаковая полезность, схожие свойства и характеристики.
Не сильно отличается срок использования и надежность продуктов. Но как в условиях жесткой конкуренции компаниям продавать свои товары? Ответ прост - брендинг.
Формирование образа компании в глазах потребителей
Под брендом потребитель подразумевает торговый знак, который отражает индивидуальный образ компании. Брендинг, или же создание фирменного стиля - первоочередная задача маркетологов молодой фирмы, цель которой помочь потребителю идентифицировать новую фирму среди сотен других конкурентов. Стиль создает позитивное мнение о товаре и формирует долгосрочную эмоциональную связь с потребителем. Упрочняется доверие клиента и создается ощущение эксклюзивности продуктов компании.
Роль брендинга в прибыли компании усиливалась вместе со смещением добавленной стоимости на продукт из физических свойств в метафизическую область. Рыночная стоимость вещей теперь определятся в большей мере не качеством самого товара, а качеством эмоций, доставляемых потребителю обладанием уникальной товарной маркой. Сегодня бренд - главный материальный актив корпораций: в компании Coca Cola соотношение нематериальных и материальных активов равно 96:4.
Яркий пример - компания Apple. Надкусанное яблоко известна каждому и ассоциируется с качественными, надежными и престижными гаджетами и смартфонами. В мире десяток гаджетов, не уступающих, а иногда и превосходящих качеством детище Стива Джобса. Но покупатель отчаянно рвется переплатить деньги за технику Apple и красоваться логотипом с надкусанным яблочком.
Создание мощного бренда
Продуманный брендинг - это непреодолимое желание воспользоваться услугой или приобрести товар компании. Главные составляющие конкурентной торговой марки - имя, упаковка, фирменный стиль и различные носители, транслирующие идею бренда.
Создание бренда условно делится на этапы:
- Анализ рынка - важно определить, кто станет вашей целевой аудиторией.
- Планирование - исследование предпочтений потребителей, анализ конкурентов, позиционирование бизнеса.
- Формирование стиля. Нейминг - создание имени марки, отражающего философию компании и удовлетворяющего ряду юридических, маркетинговых и лингвистических критериев. Создание визуальной идентификации компании посредством конструирования логотипа, фирменного знака, прочих графических элементов.
- Разработка бренд-бука. Создание комплексной картины - сути, ценности, позиции и миссии компании, а также ее философии.
- Продвижение и оценка эффективности брендинга.
Узнаваемое имя создается не в душных кабинетах. Оно откладывается в подсознании людей, поэтому важно изначально правильно сформировать идею и создать сильную основу для эффективного восприятия. Успешный продукт создается не месяц, и не год, на раскрутку имени компании уходят десятилетия. Изменение концепции и философии бизнеса происходит редко, тонко и деликатно.
Магазинчик продающий кофе в зернах, основанный приятелями-учителями в Сиэтле, сегодня превратился в самую крупную, узнаваемую и прибыльную компанию в мире - Starbucks. Логотип с длинноволосой русалкой известен всему миру, а сеть кофеен охватывает 67 стран мира.